ГлавнаяДиабетическая стопа - статья

Что такое коронарография, как проводится, сколько длится, виды, показания, подготовка, последствия.

Что такое коронарография.

Коронарография – это инвазивная диагностическая процедура, которую выполняют для оценки состояния коронарного русла (артерий сердца).

Как проводится коронарография.

Коронарографию сердца делают в рентген-операционной под местной анестезией.

Техника проведения коронарографии следующая: путем пункции лучевой артерии на запястье (в большинстве случаев) или бедренной артерии катетеризируют поочередно левую и правую артерии сердца, затем через установленный катетер заполняют коронарные артерии рентген-контрастным веществом, и производят съемку в разных проекциях.

Сколько длится коронарография.

Процедура коронарографии занимает обычно 10-20 минут, в сложных случаях может занять больше времени.

В каких случаях делают коронарографию.

Коронарографию проводят больным с ишемической болезнью сердца (ИБС), в том числе и при таком её грозном проявлении как инфаркт миокарда.

Что дает коронарография.

Коронарография на сегодняшний день остается «золотым стандартом» в диагностике ишемической болезни сердца. При коронарографии выявляют стенозы артерий которые и являются причиной стенокардии, локализацию поражения коронарных артерий сердца, и определяют дальнейшую тактику лечения.

Виды коронарографии.

Коронарография может быть селективной и не селективной. Селективная – это когда поочередно катетеризирую и производят съемку правой и левой артерий сердца. В настоящее время в подавляющем большинстве выполняется селективная коронарография.

Показания к коронарографии.

Коронарографию выполняют в следующих случаях:

• впервые возникшие ангинозные (загрудинные) боли;
  • при нестабильной стенокардии;
  • ишемия (нарушения питания) миокарда выявленная на ЭКГ или при  ЭКГ-мониторинге по Холтеру;
  • положительные: тредмил-тест, велоэргометрия, стресс Эхо-кардиография;
  • аритмии;
  • инфаркт миокарда;
  • постинфарктная стенокардия;
  • при неэффективной медикаментозной терапии ИБС;
  • бессимптомное течение ИБС;
  • перед операциями на открытом сердце;

Подготовка к коронарографии.

Перед коронарографией доктор объясняет больному суть, цель, возможные осложнения и побочные эффекты данной процедуры. Перед выполнением коронарографии пациенту назначаются следующие обследования:

• клинический анализ крови;
  • определение группы крови и резус фактора;
  • анализ на свертываемость крови;
  • биохимический анализ крови;
  • анализы крови на гепатит В и С, ВИЧ;
  • ЭКГ в двенадцати отведениях;
  • Эхо-КГ;
  • Стресс-ЭхоКГ;
  • Тредмил-тест.

При сопутствующих заболеваниях, например, таких как сахарный диабет и гипертоническая болезнь, назначаются дополнительные обследования и консультации врачей других специальностей.

Пациент обязательно должен поставить доктора в известность о наличии аллергических реакций на йодсодержащие препараты, хронических заболеваний и назначенных ранее лекарственных препаратах.

Перед коронарографией также необходимо побрить зоны запястья на правой руке или паховой области.

Результаты коронарографии сердца готовы обычно в тот же день в виде протокола и видеозаписи на диске.

Противопоказания к коронарографии.

Абсолютных противопоказаний к коронарографии нет. Существуют следующие относительные противопоказания, которые требуют особой тактики ведения пациента до и после коронарографии:

• повышенная чувствительность пациента к йодсодержащим веществам или препаратам для выполнения местной анестезии;
  • неконтролируемая желудочковые аритмии;
  • неконтролируемая артериальная гипертензия;
  • гипокалиемия;
  • тяжелая сердечная недостаточность;
  • высокая температура тела;
  • тяжелая почечная недостаточность.

Осложнения после коронарографии.

Процент осложнений после коронарографии минимален. Однако все же могут возникнуть следующие осложнения: боли в руке после коронарографии в месте пункции могут быть связаны с гематомой или окончанием действия анестетика, кровотечением в месте пункции, боли в области сердца могут быть связаны с тромбозом артерии и инфарктом, что потребует срочного повторного вмешательства. Поэтому, если боли сохраняются длительное время или усиливаются, необходимо сообщить об этом лечащему врачу.

Реабилитация после коронарографии.

Коронарография как диагностическая процедура не требует реабилитации. В современных условиях, при наличии показаний, коронарографию можно проводить в амбулаторных условиях что требует наблюдения за пациентом всего несколько часов. Обычно после коронарографии пациент восстанавливается 1-2 дня.

Дают ли больничный после коронарографии.

Обычно пациент после коронарографии проводит в стационаре около 2 суток в зависимости от выявленной патологии, соответственно на этот период больной находится на больничном.

Как часто можно делать коронарографию.

Нет какого-либо определенного срока, через который можно повторно проводить коронарографию. Целесообразность повторного проведения данной процедуры определяется показаниями. Также учитываются доза лучевой нагрузки, и количество рентгенконтрастного вещества.

Делают ли коронарографию после инфаркта.

Инфаркт миокарда является прямым показанием к коронарографии и дальнейшей реваскуляризации (восстановления кровотока по сосудам сердца): баллонной дилатации и стентированию.

Опасна ли коронарография сосудов сердца.

Как и любая другая инвазивная процедура коронарография имеет определенные риски, о которых особо обговаривается в листе согласия.  Процент осложнений после коронарографии минимален.

Лекарства после коронарографии.

После самой коронарографии нет необходимости принимать какие-либо лекарства. но если у вас выявили патологию после данной процедуры, все назначения дает ваш лечащий врач.

Питание до и после коронарографии.

Коронарография проводится натощак. Если вы постоянно принимаете лекарства, необходимо обговорить с вашим лечащим доктором какие обязательно принять, какие можно отменить. После коронарографии через 40 мин можно уже кушать как обычно. А также необходимо увеличить потребление жидкости в течение первых суток после коронарографии.

Видео коронарография.

Коронарография записывается в виде видеофильма во время заполнения артерий сердца контрастным веществом, и уже по видео врач оценивает состояние артерий.

Альтернатива коронарографии сосудов сердца.

Альтернативой коронарографии на данный момент является мульти-спиральная компьютерная томография с контрастированием (МСКТ).

Чем отличается МСКТ сосудов сердца от коронарографии.

МСКТ в отличие от коронарографии не инвазивная диагностическая процедура. При МСКТ контрастное вещество вводиться внутривенно системно, и производится многослойная съемка камер и сосудов сердца. При коронарографии катетер устанавливается непосредственно в артерии сердца, и по нему поступает контраст во время съемки, что позволяет наиболее точно определиться поражение коронарных артерий.

Со стоимостью на проведение коронарографии можно ознакомиться здесь.